Закрыть
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼

В помощь родителям, воспитателям, преподавателям – всем взрослым,

прививающим навыки поведения на дороге детям.

 Ребёнок на пешеходном переходе

Проведём анализ готовности детей правильно вести себя на дорогах. Ведь гибель детей – это боль, усиленная многократно. Тем более что количество ДТП с участием детей на пешеходных переходах возросло. Прежде всего, важно осознать, что анализируемое негативное явление носит массовый характер, о чём свидетельствует статистика гибели детей на дорогах. Это указывает на то, что причины его (негативного явления) скрываются не в особенностях того или иного ребёнка, а находятся в автотранспортной системе. Учитывая тот факт, что дети взаимодействуют с указанной системой в основном через обучение, причины роста количества ДТП с их участием при переходе дорог следует искать именно в данном компоненте. Не исключаю, что лица, ответственные за процесс обучения, будут возмущены такой постановкой вопроса, так как убеждены, что всё делают правильно. К сожалению, в этом заблуждении они живут не одно десятилетие, не понимая, почему активно трудятся, а результата нет, точнее, он плачевный.

Так в чём же несовершенство современной системы обучения детей безопасному поведению на дороге? Принципиальный недостаток, на мой взгляд, заключается в том, что в данном обучении реализуется простой, но не отвечающий нашему менталитету и реальному положению дел на дорогах принцип – строго соблюдайте правила перехода дороги. А эти правила гласят, что переход дороги необходимо осуществлять только на пешеходных переходах и только на зелёный сигнал светофора, если последний имеется. Такой подход в обучении формирует у детей (а они, как известно, в отличие от взрослых, очень доверчивы) неправильную модель поведения, построенную на абсолютном убеждении, что для безопасного перехода дороги достаточно соблюсти лишь эти два требования. Более того, в сознании ребёнка укореняется представление: если он не нарушает правила, то с ним ничего не случится. Это заблуждение, цена которого чрезвычайно велика. Дело в том, что при переходе дороги ребёнок не действует, а взаимодействует, как и взрослый, не только с разметкой, знаками и светофором, но и с водителями транспортных средств. Но в формуле обучения этот элемент не присутствует или присутствует слабо. Подойдите к переходу и посмотрите, как некоторые дети переходят дорогу, одновременно слушая через наушник музыку и ведя по мобильному телефону разговор, не поворачивая ни в одну сторону голову, чтобы убедиться в поведении автомобилей на проезжей части

Личная ответственность за собственную жизнь

К счастью, став взрослыми, большинство людей, как известно, самостоятельно отказывается от данного заблуждения, поскольку понимают, что их безопасность зависит не только от строгого выполнения ими Правил дорожного движения, но и от того, как ведут себя водители, соблюдают ли они правила. По собственному житейскому опыту почти каждый из взрослых знает, что водитель может быть плохо обучен, или плохо видеть, или, грубо игнорируя все запреты, быть пьяным, и т. д., и т.п. В результате взрослые, наученные горькой жизнью в родном Отечестве (и не только на дорогах), как правило, реали зуют другой принцип – безопасность на дороге определяется активным взаимодействием двух участников – пешехода и водителя, поэтому требуется не только соблюдать Правила дорожного движения, но и всегда убеждаться, что их соблюдает и другой участник. Отсюда вытекает важное следствие, о котором детям никто и нигде не говорит, – никогда не отдавайте заботу о собственной безопасности в чужие руки. Это значит, что не только соблюдайте лично ПДД, но и всегда убеждайтесь, что их соблюдают водители.

И ещё об одном следует сказать. В программе обучения детей должно быть предусмотрено их серьёзное информирование о тормозных возможностях автомобиля. Важно, чтобы у детей было сформировано понимание, что машину сразу остановить нельзя, что для этого требуется проехать определённое расстояние, которое может оказаться больше, чем расстояние до ребёнка. 

Психология ответственности

Таким образом, чтобы профилактика ДТП с участием детей была эффективной, необходимо, очевидно, действовать по нескольким направлениям. Первое – поднять качество обучения детей правилам перехода дорог, улиц, формируя у них убеждение, что личная ответственность за сохранение собственной жизни должна быть высокой. То есть нельзя допускать, чтобы ребёнок считал, что водитель на него не наедет. Второе – ответственность за наезд на ребёнка (при правильном его поведении!) должна быть выделена в отдельную категорию и предполагать более жёсткое наказание при одновременном проведении массовой разъяснительной работы среди всех российских водителей. Третье – в программы подготовки водителей в автошколах должен быть введён курс психофизиологической подготовки, в рамках которого психологи, имеющие соответствующую специализацию (их пока нигде по автотранспортной проблематике не специализируют!), будут раскрывать психологию правильного поведения за рулём, в том числе при проезде пешеходных переходов. Четвёртое – в стране должны быть созданы психологические центры работы с водителями, неоднократно нарушающими Правила дорожного движения. 

10 «золотых правил» безопасного перехода дороги

1. Переходите дорогу только по пешеходному переходу и на зелёный сигнал светофора.

2. Помните, пешеходный переход – зона повышенного риска, т. е. вероятность оказаться участником ДТП резко возрастает.

3. Подойдя к переходу, «включите» сознание и поймите, что Вы находитесь в зоне повышенного риска.

4. Строго контролируйте обстановку: остановитесь и убедитесь, что транспортных средств (ТС) нет или водители Вас видят и намерены пропустить (скорость движения ТС должна уменьшаться и свидетельствовать о торможении).

5. При переходе дороги не спешите выходить из - за крайнего к Вам остановившегося ТС, если не видите ситуацию за ним. Обязательно убедитесь, что в следующем ряду ТС отсутствует или остановилось.

6. Не переходите дорогу, только руководствуясь правом преимущества: водитель мог Вас поздно заметить.

7. Если в начале перехода через дорогу Вы увидели движущееся ТС, то немедленно вернитесь, но не пытайтесь перебежать, так как это усложнит ситуацию водителю для предотвращения наезда.

8. Не принимайте решения о переходе через дорогу по поведению другого пешехода, лично не убедившись в безопасности.

9. Не перебегайте дорогу на жёлтый сигнал светофора, так как в дальних рядах ТС могут начать движение или продолжать его, рассчитывая, что загорится зелёный свет.

10. Никогда не переходите дорогу на «автомате», не включив сознание и не проконтролировав обстановку. 

                                                                     В.В. Козлов, доктор медицинских наук, профессор, эксперт по «человеческому фактору»