Закрыть
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ГИМНАЗИИ

 

Одной из актуальных проблем современной педагогической практики является проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи гимназии в этой работе: создание условий для успешной интеграции детей с нарушением развития.  
 
Наличие этого факта побудило  нас к разработке специального плана сопровождения детей с ОВЗ, цель которого заключается в воспитании личности, социально адаптированной к условиям жизни в современном обществе, обучение, присмотр, уход и оздоровление воспитанников.
 
Реализация цели требует решения  следующих задач:
 
—создание условий для всестороннего развития детей с ОВЗ, обогащение социального опыта и гармоничное включение таких детей в коллектив сверстников;
—формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств воспитанников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
—осуществление психолого-педагогической коррекции (речевых, эмоциональных нарушений);
—взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития каждого ребенка.
 
Основные направления работы с детьми с ОВЗ в полном объёме отвечают ФГОС:
 
—физическое развитие – развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации;
—социально-личностное развитие – обеспечение оптимального вхождения детей с ограниченными возможностями в общественную жизнь;
—познавательно-речевое развитие – формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности; усвоение и обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов;
—развитие речи как средства познания;
—художественно-эстетическое развитие – развитие у детей с ОВЗ сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции.
 
Индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ осуществляется в контексте ФГОС в следующих формах: закаливающие процедуры, специально организованная  образовательная деятельность (также в режимных моментах), игры – тренинги, индивидуальная работа, все виды игр, беседы. 
 
В организации образовательной  деятельности мы учитываем:
 
—диагностику индивидуальных особенностей  детей (беседа и анкетирование родителей), диагностика развития ребёнка, наблюдение за поведением детей в классе;
—планирование образовательного процесса с учётом индивидуальных образовательных потребностей детей в классе;
—организацию предметно-развивающей среды в соответствии с ОВЗ детей,  стиму­лирование развития самостоятельности, инициативы и активности, обеспечивающих  детям с разными возможностями доступ к развитию;
—организацию совместной жизнедеятельности детей в условиях данного класса. Она подразумевает индивидуальную работу; осуществление развивающей деятельности — развитие познавательной сферы, игровой,  конструктивной деятельности и др.;  социализацию в условиях совместной деятельности детей с ОВЗ и обычно развивающихся сверстников; создание условий для  творческого развития детей; создание ситуаций, когда дети сотрудничают друг с другом, выполняют что-либо по очереди и помогают друг другу для достижения положительного результата; использование естественных и образовательных ситуаций  для развития социальных навыков; демонстрацию желательного поведения в различных ситуациях; использование  различных видов  деятельности, которые соответствуют уровню развития детей);
— мониторинг образовательного процесса.
 
Согласно выстроенной модели нашего плана мы ожидаем следующие результаты:
 
—повышение профессионального  уровня  учителей в плане индивидуального сопровождения детей с ОВЗ и их социализация в образовательном пространстве;
—положительную динамику  оздоровления детей  с ОВЗ и  успешная  их социализация  в образовательное пространство;
—создание единой  психологически-комфортной  образовательной  среды для детей с разными стартовыми возможностями;
—повышение  педагогической  компетентности  родителей детей с ОВЗ;
—разработка  методических рекомендаций для педагогов по работе с детьми с ОВЗ.
 
 

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" 

Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью"

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 "Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии"


С целью реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» для коррекционно-развивающей работы и обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в нашу гимназию поступило специализированное оборудование для сенсорной комнаты.

Центральным элементом сенсорной комнаты является управляемая воздушно-пузырьковая релаксационная стойка. Она дает сильную зрительную и тактильную стимуляцию и релаксацию. Безопасные акриловые зеркала, помещенные за пузырьковой трубкой, усиливают этот эффект, а мягкая платформа для трубки позволяет близко и с большим удобством ощутить релаксационные возможности этого прибора.

Стол с подсветкой и песок для занятия пескотерапией.

  

Для декоративного оформления интерьера, а также для снятия эмоционального напряжения, создания положительного эмоционального фона к потолку подвешен зеркальный шар с возможностью вращения, который подсвечивается узким мощным световым лучом, состоящим из насыщенных цветных полос. При этом достигается изумительный эффект: множество «бегущих» разноцветных «зайчиков» - бликов, меняющих цвета при вращении шара. С этой же целью к стене прикреплен световой проектор со встроенным ротатором, который предназначен для проецирования изображения слайдовых колес спецэффектов.

Настольная и настенная панели для развития мелкой моторики и цветового и тактильного восприятия.

  

Для создания комфортной среды приобретены мягкие кресла-груши, аромолампа, а так же массажное кресло, которые отлично способствуют расслаблению.

Набор для познавательного развития «Интошка».

Для стимуляции деятельности вестибулярного аппарата имеется балансировочное оборудование: балансировочная доска на 4 поворотных роликах и балансировочные доски-лабиринты четырех типов для тренировки зрения и ловкости.


Аппаратно-программный комплекс предназначен для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (включая ДЦП), для обучающихся с нарушениями слуха и речи, для слабовидящих обучающихся.

   

 

Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:

- о специально оборудованных учебных кабинетах;

- о приспособленных объектах для проведения практических занятий;

- о приспособленной(ых) библиотеке(ах);

- о специальных объектах спорта;

- о приспособленных средствах обучения и воспитания;

- об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации;

- о специальных условиях питания;

- о специальных условиях охраны здоровья;

- о доступе к приспособленным информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям;

- о приспособленных электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ;

- о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

- о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитии, интернате;

- о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.