ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ГИМНАЗИИ
Одной из актуальных проблем современной педагогической практики является проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи гимназии в этой работе: создание условий для успешной интеграции детей с нарушением развития.
Наличие этого факта побудило нас к разработке специального плана сопровождения детей с ОВЗ, цель которого заключается в воспитании личности, социально адаптированной к условиям жизни в современном обществе, обучение, присмотр, уход и оздоровление воспитанников.
Реализация цели требует решения следующих задач:
—создание условий для всестороннего развития детей с ОВЗ, обогащение социального опыта и гармоничное включение таких детей в коллектив сверстников;
—формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств воспитанников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
—осуществление психолого-педагогической коррекции (речевых, эмоциональных нарушений);
—взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития каждого ребенка.
Основные направления работы с детьми с ОВЗ в полном объёме отвечают ФГОС:
—физическое развитие – развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации;
—социально-личностное развитие – обеспечение оптимального вхождения детей с ограниченными возможностями в общественную жизнь;
—познавательно-речевое развитие – формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности; усвоение и обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов;
—развитие речи как средства познания;
—художественно-эстетическое развитие – развитие у детей с ОВЗ сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции.
Индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ осуществляется в контексте ФГОС в следующих формах: закаливающие процедуры, специально организованная образовательная деятельность (также в режимных моментах), игры – тренинги, индивидуальная работа, все виды игр, беседы.
В организации образовательной деятельности мы учитываем:
—диагностику индивидуальных особенностей детей (беседа и анкетирование родителей), диагностика развития ребёнка, наблюдение за поведением детей в классе;
—планирование образовательного процесса с учётом индивидуальных образовательных потребностей детей в классе;
—организацию предметно-развивающей среды в соответствии с ОВЗ детей, стимулирование развития самостоятельности, инициативы и активности, обеспечивающих детям с разными возможностями доступ к развитию;
—организацию совместной жизнедеятельности детей в условиях данного класса. Она подразумевает индивидуальную работу; осуществление развивающей деятельности — развитие познавательной сферы, игровой, конструктивной деятельности и др.; социализацию в условиях совместной деятельности детей с ОВЗ и обычно развивающихся сверстников; создание условий для творческого развития детей; создание ситуаций, когда дети сотрудничают друг с другом, выполняют что-либо по очереди и помогают друг другу для достижения положительного результата; использование естественных и образовательных ситуаций для развития социальных навыков; демонстрацию желательного поведения в различных ситуациях; использование различных видов деятельности, которые соответствуют уровню развития детей);
— мониторинг образовательного процесса.
Согласно выстроенной модели нашего плана мы ожидаем следующие результаты:
—повышение профессионального уровня учителей в плане индивидуального сопровождения детей с ОВЗ и их социализация в образовательном пространстве;
—положительную динамику оздоровления детей с ОВЗ и успешная их социализация в образовательное пространство;
—создание единой психологически-комфортной образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями;
—повышение педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ;
—разработка методических рекомендаций для педагогов по работе с детьми с ОВЗ.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью"
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 "Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии"
С целью реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» для коррекционно-развивающей работы и обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в нашу гимназию поступило специализированное оборудование для сенсорной комнаты.
Центральным элементом сенсорной комнаты является управляемая воздушно-пузырьковая релаксационная стойка. Она дает сильную зрительную и тактильную стимуляцию и релаксацию. Безопасные акриловые зеркала, помещенные за пузырьковой трубкой, усиливают этот эффект, а мягкая платформа для трубки позволяет близко и с большим удобством ощутить релаксационные возможности этого прибора.
Стол с подсветкой и песок для занятия пескотерапией.
Для декоративного оформления интерьера, а также для снятия эмоционального напряжения, создания положительного эмоционального фона к потолку подвешен зеркальный шар с возможностью вращения, который подсвечивается узким мощным световым лучом, состоящим из насыщенных цветных полос. При этом достигается изумительный эффект: множество «бегущих» разноцветных «зайчиков» - бликов, меняющих цвета при вращении шара. С этой же целью к стене прикреплен световой проектор со встроенным ротатором, который предназначен для проецирования изображения слайдовых колес спецэффектов.
Настольная и настенная панели для развития мелкой моторики и цветового и тактильного восприятия.
Для создания комфортной среды приобретены мягкие кресла-груши, аромолампа, а так же массажное кресло, которые отлично способствуют расслаблению.
Набор для познавательного развития «Интошка».
Для стимуляции деятельности вестибулярного аппарата имеется балансировочное оборудование: балансировочная доска на 4 поворотных роликах и балансировочные доски-лабиринты четырех типов для тренировки зрения и ловкости.
Аппаратно-программный комплекс предназначен для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (включая ДЦП), для обучающихся с нарушениями слуха и речи, для слабовидящих обучающихся.
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:
- о специально оборудованных учебных кабинетах;
- о приспособленных объектах для проведения практических занятий;
- о приспособленной(ых) библиотеке(ах);
- о специальных объектах спорта;
- о приспособленных средствах обучения и воспитания;
- об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации;
- о специальных условиях питания;
- о специальных условиях охраны здоровья;
- о доступе к приспособленным информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям;
- о приспособленных электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ;
- о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитии, интернате;
- о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.